четверг, 12 ноября 1998 г.

Тёма для двоих. Семь точек зрения виртуальной звезды.

Юная легенда отечественного Интернета, объект восторгов и нелицеприятностей Артемий Лебедев стал ключевой фигурой глобальной интернетовской тусовки в Новосибирске.

То, что Лебедев вошел в состав жюри первого Всероссийского фестиваля и конкурса, естественно и приятно. Тема - талантливый и интеллигентно раскованный - стал, пожалуй, первой российской "звездой" в сетях, слепивший безупречно выдержанный имидж своей персоны и собственного творчества. Клеймить его можно сколь угодно. Чем, впрочем, и занимаются десятки вебдизайнеров разного ранга и масштаба. Очевидно одно: Лебедев - первый, кто создал прецедент направления и, если хотите, школы в новорожденном искусстве вебдизайна. Это можно назвать попсой, но место в российских анналах Теминому новаторству обеспечено.

Интервью "МС" Тема давал на лестничной площадке "Сибирской ярмарки", вырванный из тесного кольца поклонниц и последователей.



О себе

Я бы не стал называть себя авторитетом. Я просто старался сделать максимум. В России я могу многим составить прямую конкуренцию, потому что имею большой опыт. Третьего октября исполнилось 3 года моей студии в сети, ближайший конкурент появился только через полгода.

О школе и учениках

ШКОЛА WWWEB как явление появилась в 94-м году. Прошло всего 4 года, а для любой индустрии это очень мало. У меня есть ученики. Они еще учатся, и поэтому я не буду пока ни рекламировать их, ни называть, ни показывать их работы. В интернет-дизайне нельзя появиться просто так. Не может прийти человек и вдруг он с ходу - гений. Он должен совершить сколько-то ошибок, он должен расти.

О профессионализме

В СЕТИ очень трудно найти человека, который бы действительно являлся профессионалом и мог бы не только отвечать за свои слова, но и уметь делать такие вещи, которые "работают". Главное не то, сколько ты знаешь, а то, что у тебя в результате получается.

Проблема русской сети в том, что те люди, которые сейчас приходят сюда, имеют полную возможность представиться кем угодно. Скажем, он назовет себя дизайнером - все будут говорить: "он - дизайнер, смотри, сколько их расплодилось", Веб-дизайнер сейчас очень модная профессия, например, такая же, как и dj.

О критериях

ПРАКТИЧЕСКИ во всем критерием является ваше мнение - нравится информация или не нравится. Если нет, то ей не будешь пользоваться. Понятно, что если мы будем говорить о человеке, который не знает "как", но выражает свое мнение, то ему в большинстве случаев нельзя давать руль в руки, потому что он может сделать полный беспредел. Он в какой-то момент начнет делать вещи вредные от непонимания и собственного непрофессионализма. Ему не нравится, скажем, какой-то логотип, он скажет: мне это не нравится, а на самом деле это произведение искусства. Всегда во всех областях профессиональная среда сама формировала своих персонажей, и никогда народ этого не отбирал.

Столицы и провинции

Из Российской Азии или с Дальнего Востока я очень мало вижу серьезных работ. Являются время от времени какие-то персонажи. Я знаю, в Томске есть Иван Бойко. Его в Москве все знают, уважают и признают "своим". Возможно, такие люди есть и во всех других городах, только у них нет возможности себя реализовать... Можно рисовать и не сидя в интернете - все сделал, за минуту загрузил и отключился. В сети еще нет полиграфических дизайнеров, которые начали бы заниматься экранной графикой. Нет людей, книжки которых мы могли бы читать. В сети сидят самозванцы. Эпоха самозванцев. Нашествие диких ламеров.

О вкусе и чатах

НА хороших сайтах должна быть в первую очередь создана атмосфера. Если мы начинаем вешать туда чат, в котором беспредел, который никто не модерирует и никоим образом не контролирует, это только мешает изданию. Чат - это такая изощренная форма лоботомии, специальный такой отдел, где люди сидят, жуют жвачку и мычат. В чате ничего не происходит. Оттуда нельзя вынести какие-то новые эмоции, нельзя по-настоящему узнать человека. Это все фальшь. Люди заменяют свои эмоции "смайликами". Можно представить себе Льва Толстого, который натыкал бы смайликов в тех местах, где нужно смеяться.

Меня также раздражают попытки выражать свое мнение, не задумываясь над тем, насколько это мнение соответствует интересам других: "и вот моя страница, и я там выкладываю свое. Вот я учусь в таком-то институте, вот это моя кошка Маша, а это где я был на фоне пруда". Если мы попадаем на сборище большого количества частных страничек, это примерно то же самое, как если бы у нас был прибор, позволяющий читать мысли стоэтажного дома. Весь этот гул мыслей, сиюминутно-бытовых высказываний, с чудовищными мнениями, которые чудовищно раздражают. Огромный поток никому не нужной информации.

О цензуре

ЛЮДИ всегда отличались способностью отбирать ту информацию, которая их интересует. Не хочешь ходить в бандитские районы - не ходи. Никто тебя не заставляет. Тоже самое и здесь - ходи на те сайты, которые доказали свою интересность и свой авторитет. Они являются основными участниками и игроками, и по ним судят о развитии сети, а не по количеству домашних страничек с фотографиями кошек.

О статусе

В РЕГАЛИЯХ я не вижу никакой радости, у меня нет никаких наград, я к ним не стремлюсь. В основном я сам участвую в жюри или принимаю участие в их работе. Мне совершенно все равно, кто и что будет думать обо мне. Мне все равно, будет ли у меня степень доктора, профессора, магистра, или вся стена завешена дипломами или медалями. Останется то, что я успею занести в свою голову. В сайтах, которые я делаю, заказчик в основном покупает мульки и феньки, а не дизайн, который я создаю. Это вещь, которая нужна только для меня самого. И совершенно не обидно. Мне не нужно выйти на стадион, показать картинку и вызвать реакцию бурного шквала, свиста, полета кепок и зажженных свечей.

Вдохновение - это та вещь, которая всегда при мне и понимают которую пока всего два человека. Пока они это будут понимать, я буду стараться для этих двоих.


Звезду наблюдала Эли Лисс, E-mail: elisssa@molsib.ru

Комментариев нет: